На сегодняшний день самым популярным типом нефтепродуктов для грузового и пассажирского транспорта остается дизельное топливо. Его стоимость значительно дешевле бензина, а расход меньше на величину до 30%. Дизельные двигатели обладают высокой надежностью и экономичностью, что вполне оправдывает тенденции мирового рынка.
Продажа топлива этого типа на АЗС характеризуется сезонностью, которая определяется временем года. В зависимости от периода года в продажу поступает определенный тип дизельного топлива:
Главным критерием, который определяет принадлежность к определенной марке топлива, является допустимый диапазон температуры эксплуатации. Он определяет, при каких числовых значениях нефтепродукты соответствуют всем своим основным параметрам и не застывает. В соответствии с технологическими нормами, летние марки ГСМ должны эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С. При снижении температуры до значения -10°С, горючее может застыть. Зимний тип топлива обеспечивает работу транспортных средств при температуре до -30°С, арктическое до -55°С.
Также при эксплуатации можно заметить существенную разницу в плотности летнего, зимнего и арктического горючего. Технологический процесс изготовления дизельного топлива различается для всех трех его разновидностей. Для зимнего варианта температура перегонки составляет 340°С, для летнего 360°С, для арктического 330°С. Можно заметить, что, чем выше температура при которой перегоняется данный тип нефтепродуктов, тем выше его температура застывания и плотность. В некоторых случаях для улучшения качества ДТ могут использоваться специальные присадки, которые незначительно повышают эксплуатационные характеристики.
Общими для всех типов дизельного топлива является цетановое число, которое отражает свойство к воспламенению. Значение этой величины не может быть ниже 45%, при этом за 100% принимают чистый цетан (CH3(CH2)14CH3). Дизельное топливо не должно содержать щелочей, кислот, сероводорода, воды и механических примесей. Кроме рабочей температуры, ДТ различных марок имеет различное процентное соотношение серы (вводится в состав для смазки узлов двигателя). Но, учитывая её вредное влияние на окружающую среду, процентное содержание серы в топливе ограничено.
Использование неподходящего по сезону ДТ приводит к поломке топливного насоса, шлангов и других ответственных элементов. Следствием этого может стать выход из строя двигателя и его капитальный последующий ремонт. В летний период времени зимнее и арктическое ДТ вызывают резкое увеличение количества выхлопных газов и повышенное содержание в них вредных для окружающей среды веществ.